Основания для разработки программы развития
Перед началом разработки программы рабочая группа проанализировала:
- результативность реализации программы развития школы на 2018-2022 годы;
- потенциал развития школы на основе анализа возможностей и проблем образовательной организации;
- возможные варианты развития.
Основания для разработки программы развития школы по итогам SWOT-анализа
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала |
Оценка перспектив развития в соответствии с изменениями внешнего окружения |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Благоприятные возможности (O) |
Угрозы (T) |
Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей (60 % учителей имеют высшую и первую категорию). |
Слабая материально-техническая база |
Есть предложения по сетевому взаимодействию |
Расширяется конкурентная среда |
Учебный план имеет разнообразную вариативную часть |
Недостаточное количество учащихся школы для необходимого набора в профильные классы |
Есть спрос на профильное и предпрофильное образование |
Период демографического спада в регионе |
Развита система организации проектно-исследовательской деятельности школьников |
Нет эффективного механизма оказания платных услуг |
Школа часто участвует в спортивно-оздоровительных мероприятиях различного уровня |
Недостаточное финансирование дополнительного образования |
Школьники успешно участвуют в городских, областных олимпиадах, конкурсах, конференциях различной направленности |
Библиотечный фонд укомплектован недостаточно, нет новых поступлений, в т. ч. электронных изданий |
Школы выстроила систему взаимодействия школы с государственными и общественными организациями |
Школа полностью зависит от бюджетного финансирования в условиях экономической нестабильности
|
Школа расположена в районе жилищного микрорайона |
Нет школьной маркетинговой стратегии |
Школа участвует в конкурсах на получение грантов |
Слабый спрос на культурные мероприятия
|
Реализация направления «ФГОС: образовательный стандарт в действии» |
- Все классы уровня начального общего образования обучаются по ФГОС НОО.
- Созданы условия для реализации ФГОС НОО;
- Обучающиеся 5 –9 классов обучаются по ФГОС ООО.
- Обучающиеся 10 классов обучаются по ФГОС СОО (с 01.09.2020)
|
- Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки обучающихся, в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся;
- При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС;
- У педагогов проявляется привычка работать по известной модели подачи знаний, присутствует страх перед реализацией ФГОС ООО, СОО
- Консервативный подход некоторых педагогов по
отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при внедрении ФГОС СОО;
- Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов. |
- Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях;
- Все педагоги школы прошли КПК по ФГОС;
- Внедрение инновационных технологий развивающего обучения;
- Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования.
|
|
Реализация направления «Повышение качества образования» |
- В школе создана и реализуется система подготовки обучающихся к независимой оценке качества образования;
- Создана система поощрения педагогов за качественную подготовку обучающихся к ГИА (система стимулирующих выплат педагогам);
- Готовность педагогов к изменениям;
- Возможность самообразования и повышения квалификации в очной и заочной, дистанционной формах. |
- Не все педагоги школы готовы морально к изменению подходов к обучению
- Нежелание некоторых педагогов изменять формы работы, подходы к обучающимся;
|
- Все педагоги школы своевременно проходят КПК;
- Внедрение инновационных технологий развивающего обучения.
|
- Отсутствие должного контроля со стороны родителей значительного числа обучающихся;
- низкий социальный уровень некоторых семей, низкий уровень образовательных потребностей. |
Реализация направления «Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся» |
- наличие опытного и обученного кадрового потенциала;
- заинтересованность педагогических работников и учащихся в патриотическом воспитании;
- отражение гражданско-правового сознания в урочной и внеурочной деятельности (проведение различных экскурсий, посещение музея, изучение личностей героев, участников ВОВ области, района) |
- недостаточная материально-техническая оснащенность базы;
- недостаточно высокий уровень патриотического сознания школьников в современное время;
- отсутствие оборудованной полосы препятствий на территории школы |
заинтересованность различных социальных институтов (военный комиссариат, МВД, местной власти) в патриотическом воспитании |
- риск потери кадров;
- изменение концепций по патриотическому воспитанию. |
Реализация направления «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения» |
- Наличие в школе профессиональной команды педагогов;
- Педагоги активно пользуются предметными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта,
- Функционирование Педсовета, родительского комитета, органов ученического самоуправления |
- Редко обновляется коллектив молодыми специалистами;
- Некоторые классные руководители не в полной мере используют ресурс родительской общественности при решении проблем организации образовательного процесса
- Формализм в работе родительского комитета |
-Перераспределение обязанностей членов коллектива;
- Поиск новых идей и ресурсов;
- Возможность дистанционного обучения (вебинаров) для обогащения опыта и обновления знаний;
|
- Нежелание должным образом работать с классными коллективами приводит в ряде случаев к конфликтам во взаимоотношениях педагогов и ученического коллектива;
- Сложности взаимодействия с внебюджетными организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей и поиска новых ресурсов |
Реализация подпрограммы «Одаренные дети» |
- Систематизируется работа с одаренными талантливыми детьми;
- Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, олимпиады, конференции, участие в интеллектуальных играх, проектах;
- Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов;
- Улучшение результативности спортивной деятельности учащихся, в реализации проекта «Внедрение комплекса ГТО».
|
- Дефицит временных ресурсов как у учителя, так и у ученика;
- Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения.
|
- Мониторинг «Одаренные дети» проводится регулярно через: изучение «Портфолио» учащихся, участия в олимпиадах, творческих конкурсах, интеллектуальных проектах;
- психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
- Высокие достижения в спортивной, военно-спортивной деятельности учащихся, хорошая результативность в реализации проекта «ЭКОКЛАСС Р.Ф.».
|
- Дефицит временных ресурсов как у учителя, так и у ученика;
|
Реализация подпрограммы «Усовершенствование материальной базы» |
- Создана достаточная материально- техническая база для обеспечения достижения высокого качества образования. |
- Недостаточное финансирование для внедрения всех необходимых требований ФГОС ООО |
- Привлечение социальных партнеров к решению вопросов развития школы;
- Финансовая поддержка школы за счет включения в различные адресные программы. |
- Недостаточное внебюджетное финансирование. |
Анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития образовательной системы школы до 2022 года – организованный переход, эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения на основе гармоничного развития образовательной среды и участников образовательного процесса.
Анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения.
8. Концепция развития школы
Основная стратегическая цель Программы развития МОБУ «Нижнеказанищенская сош №2 имени Наби Ханмурзаева» Буйнакский район Республики Дагестан: совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума.
Для достижения указанной цели должны быть следующие стратегические задачи:
- Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества. Обеспечение доступности и качества образования.
- Обеспечение поэтапного внедрения профессионального стандарта педагога в школе.
- Привлечение молодых специалистов.
- Совершенствование методов и технологий организации образовательного процесса для успешной социализации обучающихся, формирования различных компетенций.
- Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.
- Совершенствование системы здоровьесбережения учащихся.
- Обеспечение обучающимся с особыми образовательными потребностями равной доступности к образовательным ресурсам. Создание условий для образования и безбарьерной среды.
- Совершенствование работы системы психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.
- Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы.
- Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы.
- Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.
8.1. Модель школы – 2026
Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами:
1) школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации;
2) выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования;
3) в школе существует/действует воспитательная система культурно-нравственной и экологической ориентации, адекватная потребностям времени;
4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;
5) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив;
6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения;
7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой;
8) школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов;
9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования;
10) школа востребована потребителями и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг.
8.2 Модель педагога школы – 2026
Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога:
1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;
2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;
3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;
4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;
5) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;
6) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;
7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;
9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;
10) сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;
11) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.
8.3 Модель выпускника - 2026 года.
Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и ориентирована на его готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство потребностей и способностей выпускника.
Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности.
Выпускник должен обладать следующими чертами:
1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире;
- прочные знания по основным школьным предметам обучения;
- способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе;
- владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей;
- готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках;
- ведя здоровый образ жизни, гражданин России может принести своей стране практическую пользу;
7) умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знание компьютерной техники и иностранных языков, готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира;
8) уважительное отношение к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой;
9) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;
10) готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;
11) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.
8.4. Миссия школы
Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса.
9. Основные направления развития организации
1. Внедрение ФГОС-2021 с 01.09.22.
Создание рабочей группы по обеспечению перехода на обучение по ФГОС-2021. Проверка соответствия материально-технической базы новым требованиям стандартов, можно ли с помощью нее достичь результатов, которые устанавливают ФГОС-2021. Разработка новых ООП НОО и ООП ООО в соответствии с ФГОС-2021.
2. Внутренний мониторинг условий организации на соответствие аккредитационным показателям.
Следить, когда утвердят аккредитационные показатели для общеобразовательных организаций. Провести внутреннюю проверку школы на соответствие аккредитационным показателям. Если выявятся несоответствия, провести мероприятия по их устранению.
3. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей.
Повысить эффективность системы дополнительного образования. Принять участие в реализации ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» до 2025 года (распоряжение Минпросвещения от 21.06.2021 № Р-126).
4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации.
Реализация государственной политики в сфере цифровой трансформации образовательной организации и развития цифровой образовательной среды. Внедрение электронного документооборота.
5. Совершенствование системы охраны труда. Внедрение новых мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Актуализировать локальные нормативные акты школы в сфере охраны труда. Разработать, утвердить и планомерно осуществлять мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе:
- проводить специальную оценку условий труда, оценку уровней профессиональных рисков;
- механизировать работы при складировании и транспортировании продуктов, отходов, других тяжелых объектов;
- модернизировать оборудование и технологические процессы на рабочих местах с целью снижения содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний и излучений;
- обустроить новые или реконструировать имеющиеся места отдыха, психологической разгрузки, обогрева работников, укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе.
6. Усиление антитеррористической защищенности организации.
Провести оценку качества и достаточности организационных мероприятий, практической готовности и обеспечения объекта техническими средствами. Разработать комплексный план мероприятий по усилению антитеррористической безопасности, интегрировать его с антикризисным планом организации.
7. Повышение качества образования.
8. Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся.
9. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения.
10. Развитие информационной среды школы.
11. Инклюзивное образование в школе.
12. Развитие системы государственно-общественного управления.
10. Мероприятия по реализации программы развития
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственный |
Срок |
Результат |
Выполнение |
10.1. Внедрениеновых ФГОС НОО и ООО (ФГОС-2021) |
1 |
Создание рабочей группы по обеспечению перехода на обучение по ФГОС-2021 |
Директор |
Январь 2022 |
Приказ о создании рабочей группы |
|
2 |
Проведение педсовета, посвященного внедрению ФГОС-2021 |
Директор |
Январь 2022 |
Протокол |
|
3 |
Анализ соответствия материально-технической базы школы требованиям ФГОС-2021, действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда |
Заместитель директора по АХР |
Январь-февраль 2022 |
Справка |
|
4 |
Анализ имеющихся в школе ресурсов для изучения родного языка и родной литературы, а также второму иностранному языку по ФГОС-2021 |
Заместитель директора по УВР |
Январь-февраль 2022 |
Справка |
|
5 |
Анализ соответствия электронной образовательной среды, доступности информационно-образовательной среды требованиям ФГОС-2021 |
Заместитель директора по УВР, заместитель директора по АХР |
Февраль 2022 |
Справка |
|
6 |
Разработка проектов ООП НОО и ООО по ФГОС-2021, не включая рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочных, учебных модулей, рабочие программы воспитания, программы формирования УУД, учебные планы, календарные учебные графики, планы внеурочной деятельности, календарные планы воспитательной работы |
Рабочая группа |
Май 2022 |
Протоколы заседаний рабочей группы, проекты ООП НОО и ООО |
|
10.2.Мониторинг соответствия школы аккредитационным показателям |
1 |
Анализ аккредитационных показателей для общеобразовательных организаций |
Заместитель директора по УВР |
Январь 2023 |
Аналитическая справка |
|
2 |
Совещание при директоре |
Директор |
Январь 2023 |
Протокол |
|
3 |
Проведение внутреннего аудита на соответствие школы аккредитационным показателям |
Заместитель директора по УВР |
Февраль 2023 |
Акт внутреннего аудита |
|
4 |
Совещание при директоре и разработка мер по устранению выявленных нарушений |
Директор |
Февраль-март 2023 |
Протокол
Приказ об утверждении мер |
|
5 |
Реализация плана мер по устранению выявленных нарушений |
Заместитель директора по УВР |
Март 2023 |
Аналитическая справка |
|
10.3. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей |
1 |
Анализ востребованности дополнительного образования |
Заместитель директора по УВР |
Январь-март 2023 |
Анкетирование и опрос родителей |
|
2 |
Проведение педсовета с целью определения, какие программы дополнительного образования надо реализовать |
Директор |
Апрель 2023 |
Протокол заседания педсовета |
|
3 |
Разработка программ дополнительного образования |
Заместитель директора по УВР
Педагог дополнительного образования |
Май-август 2023 |
Образовательные программы по открываемым направлениям дополнительного образования |
|
4 |
Проведение педсовета с целью определения, как школа может участвовать в реализации госпрограмм |
Директор |
Март 2023 |
Протокол заседания педсовета |
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
10.4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации |
1 |
Проанализировать цифровую инфраструктуру и какие цифровые технологии могут применяться в деятельности педагогов |
Директор
Заместитель директора по АХР |
Февраль 2023 |
Аналитическая справка |
|
2 |
Составление плана развития цифровой инфраструктуры школы |
Заместитель директора по АХР |
Март 2023 |
План развития цифровой инфраструктуры |
|
3 |
Направление на обучение работников цифровым компетенциям |
Директор
|
Май 2023 |
Приказ |
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
10.5. Совершенствование системы охраны труда |
1 |
Проанализировать локальные нормативные акты школы на внесение изменений в сфере охраны труда |
Заместитель директора по АХР |
Первое полугодие 2023 |
Оформление аналитической справки |
|
2 |
Проведение совещания с целью планирования развития системы охраны труда в школе |
Директор |
Март 2023 |
Протокол |
|
3 |
Разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда |
Заместитель директора по АХР |
Март 2023 |
Проект мероприятий по улучшению условий и охраны труда |
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
10.6. Усиление антитеррористической защищенности организации |
4 |
Планирование внедрения интегрированной системы безопасности |
Директор
Заместитель директора по АХР |
Второе полугодие 2023 |
Утвержденный план внедрения |
|
10.7. Повышение качества образования
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей; а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности.
Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания
Задачи:
- Обеспечить условия для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения доступного качественного образования
- Повысить качество результатов ВПР, ОГЭ-9, ЕГЭ-11
- Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся
- Разнообразить формы внеурочной деятельности
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Создание плана подготовки к ГИА |
Ежегодно сентябрь |
Зам директора по УВР |
2 |
Прохождение курсов повышения квалификации педагогами школы |
По отдельному графику |
Зам директора по УВР |
3 |
Мониторинг уровня подготовки выпускников 4х, 9х, 11х, классов на основе результатов итоговой аттестации |
Ежегодно
Июнь-июль |
Зам директора по УВР |
4 |
Мониторинг качества обученности учащихся по результатам полугодовых и годовых контрольных работ |
Каждое полугодие
|
Зам директора по УВР |
5 |
Мониторинг образовательных достижений учащихся 4-х классов начальной школы по ФГОС |
Ежегодно
Апрель
Май |
Зам директора по УВР |
6 |
Мониторинг выполнения учебных программ по предметам |
Ежегодно
конец четверти, года |
Зам директора по УВР |
7 |
Проверка состояния преподавания предметов учебного плана. |
В течение года |
Зам директора по УВР |
8 |
Анализ результативности внеурочной деятельности |
Ежегодно
конец четверти |
Зам. директора по УВР, ВР |
9 |
Мониторинг результативности учебного процесса по итогам четвертей (полугодий) и учебному году |
Ноябрь, январь, апрель, май, июнь |
Зам директора по УВР |
10 |
Мониторинг исследования адаптационного периода обучающихся 1-х и 5-х классов |
Сентябрь
Октябрь |
Зам директора по УВР, ВР |
11 |
Обеспечение проведения независимой оценки качества образования |
По графику Министерства |
Зам директора по УВР |
10.8. Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
В школе на протяжении всех лет работы уделялось большое внимание данному направлению. Образовательный процесс организуется через урочную и внеурочную деятельность, сотрудничество с учреждениями социума, правоохранительными органами и силовыми ведомствами, участие в конкурсах различного уровня, проведение митингов, тематических недель и Вахты памяти и другие мероприятия согласно Программе воспитательной работы школы.
В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины учащихся, выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы.
Задачи воспитания и социализации гражданско-патриотического направления |
Виды деятельности |
Формы занятий и мероприятия с обучающимися |
- сформировать знание о политическом устройстве РФ, символах и институтах РФ и Курской области;
- познакомиться с героическими страницами истории России, Курской области;
- познакомиться с историей и культурой, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Курской области, города;
- сформировать представление о содержании и значении государственных праздников РФ;
- познакомиться с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина;
- принимать участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества;
- принимать участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомиться с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. |
Урочная
|
- Мини-проекты по истории, обществознанию и краеведению.
- Викторины на уроке истории.
- Тематические уроки истории к памятным датам и событиям российской истории и культуры.
- Тематические уроки литературы и русского языка.
- Тематические уроки музыки.
- Составление бизнес-плана по теме «Экономика».
- Участие в проведении уроков представителей местных органов власти и правопорядка.
|
Внеклассная
|
- Участие во встречах с ветеранами и военнослужащими.
- Участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомство с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
- Составление родословных семьи.
|
Внеурочная
|
- Классные часы «Уроки мужества».
- Публичные презентации о славных людях Поныровского района, Курской области, России, мира.
- Мероприятия, приуроченные к государственным и национальным праздникам РФ: Дню народного единства, Дню воссоединения Крыма с Россией, Дню Победы.
- Всероссийский Урок Мира.
- Встречи и беседы с представителями общественных организаций.
|
Внешкольная
|
- Экскурсия по материалам местного музея.
- Шефство над памятником Великой Отечественной войны.
- Участие во Всероссийских Акциях Памяти героев Отечественной войны 1812г, Первой мировой, Великой Отечественной, афганской, чеченской войн.
- Создание школьного музейного уголка.
|
По данному направлению обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты по трем уровням: когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный.
Ценностные
установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
1. Когнитивный компонент:
- обучающиеся знают об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии г. Курска, Курской области, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- знают основные положения Конституции Российской Федерации, символов государства, основные права и обязанности гражданина России, школьника;
- знают национальных героев и важнейшие события истории России, школы;
- знают государственные праздники, их историю и значение для общества;
- знают о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Компонент ценностного отношения:
- у обучающихся сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- имеется понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
- сформировано уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
3. Деятельностный компонент:
- обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- имеют первоначальный опыт участия в гражданской жизни. |
Работа по данному направлению будет осуществляться поэтапно:
Аналитический этап (2023 -2024 гг.).
1) создание рабочей группы педагогов, участвующих в реализации Программы работы по гражданско-правовому воспитанию и обучению учащихся;
2) проведение мониторинга среди учащихся, учителей, родителей по проблеме прав ребенка, ответственности несовершеннолетних, изучении их запросов;
3) выработка рекомендаций по реализации межпредметной системы по гражданско-правовому образованию и воспитанию.
Этап реализации модели гражданско-правового воспитания и образования в школе (2023-2024 гг.).
1. Отработка модели системы гражданско-правового образования и воспитания в школе;
2. Проведение промежуточной диагностики уровня правовой культуры учащихся;
Рефлексивно-оценочный этап (2025 - 2026 гг).
1. Анализ итогов работы по данному направлению
2. Корректировка модели гражданско-правового образования и воспитания в школе
3. Обобщение и распространение опыта по инновационной деятельности
-
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения
Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных вопросов развития современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.
Деятельность школы по данному направлению включает в себя ряд ключевых моментов:
- внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды для детей в ОО, позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и повышать качество воспитательно-образовательной работы;
- совершенствование организации питания детей в ОО;
- организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье формирующей направленности;
- разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в укреплении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Цель: Формирование у школьников всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи:
1. Формирование у школьников понимания необходимости разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своём развитии.
2. Создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для саморазвития, самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья учащихся.
3. Привитие учащимся традиций бережного отношения человека к собственному здоровью.
4. Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по пропаганде здорового образа жизни в семье и среди сверстников.
№ |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные |
1 |
Проведение мониторинга состояния
физического развития детей и влияние учебной нагрузки на их здоровье. |
2023-2026гг |
Зам. директора по ВР, медсестра |
2 |
Развитие системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья детей. |
2023-2026гг |
Классные
руководители |
3 |
Осуществление индивидуально-
дифференцированного подхода к учащимся на уроках физкультуры. |
2023-2026 гг |
Учителя физической культуры |
4 |
Осуществление контроля выполнения санитарно-гигиенического режима школы. |
2023-2026 гг |
Директор школы |
5 |
Организация и проведение Дня
Здоровья |
2022-2026 гг |
Зам. директора по ВР, педагог-организатор, учителя физической культуры |
6 |
Повышение квалификации педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий и формированию навыков здорового образа жизни |
2023-2027 гг |
Зам. директора по ВР, педагог-организатор |
7 |
Развитие системы информированности о спортивных достижениях школы: оформление стенда; создание компьютерного банка данных о спортивных достижениях школы |
2023-2026 гг |
Зам. директора по УВР |
8 |
Работа пед. коллектива по сохранению зрения у учащихся (замена освещения в кабинетах,
проведение физ. минуток для глаз). |
2023-2026 гг |
Педагоги |
9 |
Работа по профилактике травматизма в школе (организация перемен, работа с родителями, организация дежурства учителей). |
2023-2026 гг |
Администрация, классные руководители |
10 |
Организация полноценного питания в школьной столовой. |
2023-2026 гг |
Директор школы |
11 |
Участие во внедрении физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» |
2023-2026 гг |
Учителя физической культуры |
В рамках ВШК проводится мониторинг по следующим направлениям:
- физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность);
- психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка);
- социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).
При оценке физического здоровья учащихся учитываются следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни.
Мониторинг уровня здоровья педагогов: данные ежегодных медицинских осмотров, анкетирование, психологические тесты.
Ожидаемые результаты:
1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся;
2. Рост личностных и спортивных достижений.
3.Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей;
4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса.
-
- Развитие информационной среды школы
Одним из направлений модернизации школы является создание условий для повышения информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов, так и учащихся. В рамках данного направления в школе реализуются образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организованы элективные занятия и внеурочная деятельность по данному направлению, работа на международном образовательном портале ЭКОКЛАСС Р.Ф. Активно используются информационно-коммуникационные технологии в обучении.
Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в школе.
Цели:
1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы.
2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.
Задачи:
1. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации.
2. Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих решений.
3. Широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов школы.
5. Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах.
№ |
Мероприятия
|
Ответственный
исполнитель |
Сроки реализации |
Ожидаемый результат |
1 |
Разработка концепции
информационного
обеспечения образовательного процесса, разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы |
Директор,
зам. директора по УВР |
2023-2026 гг |
Концепция
информационного
обеспечения
образовательного
процесса |
2 |
Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы |
Зам. директора по УВР |
2023-2026 гг |
Владение ПК педагогами и учащимися в соответствии с ФГОС и современными требованиями законодательства и социума |
3 |
Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации |
Директор |
2023-2026 гг |
Организация и проведение КПК |
4 |
Ведение школьного делопроизводства в электронном виде |
Директор, зам. директора по МР, УВР, ВР, делопроизводитель |
2023-2026 гг |
Создание компьютерной базы |
5 |
Расширение возможностей школьного сайта для полного информирования населения о деятельности школы |
Директор, зам. директора по УМР, учитель информатики |
В течение года |
Расширение
Информированности участников ОП с целью наиболее полной реализации прав граждан на
образование |
6 |
Ведение электронных
журналов и дневников. |
Администрация, педагоги |
2023-2026г |
электронные журналы |
7 |
Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов |
Директор, учителя информатики |
постоянно |
Программное обеспечение в соответствии с требованиями ФГОС и законодательства |
8 |
Работа на международном образовательном портале ЭКОКЛАСС Р.Ф. |
Зам. директора по УВР |
постоянно |
Организация и проведение открытых экологических уроков, работа в сообществе в социальной сети в контакте по представлению опыта работы в данном направлении. |
Ожидаемые результаты:
1. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной программы школы.
2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов.
4. Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование.
5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во внеурочной деятельности.
-
- Инклюзивное образование в школе
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики школы.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний, тем более, что реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования является важнейшей составной частью программы их комплексной реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их полноценное вхождение в общество.
Цель работы по данному направлению в школе: создание условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
- Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.
- Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.
- Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультативного, социально-трудового направлений деятельности.
- Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.
- Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.
Подзадачи:
В работе с семьей:
- Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
- Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
- Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В работе с педагогами:
- Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования.
- Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
- Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.
Ожидаемые результаты:
Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её функционирование в образовательном учреждении.
Индикаторы результативности:
- Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы)
- Результаты диагностики:
- развития детей,
- уровня детско-родительских отношений,
- личностного развития учащихся и педагогов (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности).
- Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов).
- Повышение рейтинга учреждения.
Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Обеспечение права граждан на выбор формы получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, через создание соответствующих условий (индивидуально в школе, в малой группе в школе, индивидуально на дому, комбинированно, дистанционное обучение, инклюзивные классы) |
2023-2026 гг |
Администрация |
2 |
Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования для детей с ОВЗ |
2023-2026 гг ,
по мере необходимости |
Зам директора по УВР |
3 |
Адаптация инструментария реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования в условиях школы, обучающей детей с ОВЗ |
2023-2024 гг |
Зам директора по УВР |
4 |
Развитие системы дистанционного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов |
2023-2026 гг |
Директор |
5 |
Разработка, апробация и внедрение моделей оценки качества работы общеобразовательного учреждения по социализации личности |
2023-2026 гг |
Зам директора по УВР |
6 |
Развитие системы поиска и поддержки одаренных детей с ослабленным здоровьем |
2023-2026 гг |
Зам директора по УВР |
7 |
Обеспечение закупки оборудования в целях оснащения релаксационных зон (сенсорной комнаты, комнаты психологической разгрузки) |
По мере финансирования |
Директор |
8 |
Модернизация образовательного пространства в рамках реализации программы «Доступная среда» |
2023-2024 гг |
Администрация |
9 |
Развитие и оптимизация условий и форм деятельности, способствующих оздоровлению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
2023-2024 гг |
Администрация |
10 |
Создание условий для внедрения современных инновационных технологий физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
2023-2024 гг |
Администрация |
11 |
Обеспечение школьников с ОВЗ горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания |
2023-2026 гг |
Директор |
Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса.
Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии
Критерии |
Показатели |
Индикаторы |
Реализация индивидуального подхода к детям |
Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики |
Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения |
Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка |
Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого. |
Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями. |
Активное включение в образовательный процесс всех его участников
|
Командные формы выработки и принятия организационных решений: междисциплинарные команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей |
Функционирование в школе разнообразных командных форм работы |
Междисциплинарный подход
|
Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП
|
Наличие специалистов.
Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций. |
Вариативность в организации процессов обучения и воспитания |
Вариативные образовательные программы, приемы, методы образования, вариативная образовательная среда
|
Квалификация специалистов – наличие образования по разным методам работы, в том числе и с детьми с ОВЗ, методических, дидактических пособий, обеспечивающих образовательный процесс |
Партнерское взаимодействие с семьей
|
Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам |
Наличие договора с
родителями с приложением о конкретной программе действий. |
Динамическое развитие образовательной модели инклюзивного пространства школы
|
Выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями детского контингента, изменение образовательных условий в связи с диагностикой образовательных потребностей
|
Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметно-развивающей среды. Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями детей. |
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.
-
- Развитие системы государственно-общественного управления
Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым днем становится все значимее. Каждый коллектив образовательной организации реализует свою модель школы.
В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области образования определен демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Действительно, закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.
Цель: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса.
Основные задачи:
- Разработка и реализация модели государственно-общественного управления в образовании.
- Повышение эффективности управления школой с разграничением полномочий между учредителем и образовательным учреждением, между директором и Управляющим советом для обеспечения реализации принципа государственно-общественного управления.
- Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных услуг.
- Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении образовательным учреждением.
Развитая система государственно-общественного управления является необходимым условием повышения доступности и качества образования.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Анализ нормативно-правовых актов школы по ГОУ, внесение необходимых изменений |
2023-2026 гг |
Директор |
2 |
Разработка подпрограмм работы согласно Программе развития школы |
2023-2024 гг |
Администрация |
3 |
Проведение обучающих семинаров (по законодательству РФ, региональным и муниципальным нормативно-правовым документам) |
2023-2024 гг |
Администрация |
4 |
Проведение заседаний с приглашением заинтересованных сторон по проблемным вопросам развития образовательного организации |
2023-2026 гг |
Директор |
5 |
Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. Публикация ежегодного информационного доклада школы об итогах учебного года и его представление родителям учащихся. |
2023-2026 гг |
Администрация |
6 |
Совершенствование содержания сайта школы в сети Internet и поддержание его актуальности. |
2023-2026 гг |
Директор |
7 |
Проведение общественной экспертизы эффективности систем государственно-общественного управления |
2023-2026 гг |
Директор |
8 |
Прогнозирование перспективных направлений развития государственно-общественного управления. |
2023-2026 гг |
Администрация |
9 |
Обобщение работы органов ОУ |
2023-2026 гг |
Директор |
Критерии оценки работы школы по данному направлению:
- Система общественного наблюдения (контроля) за проведением процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена, контрольных и тестовых работ для учащихся школы, аттестации администрации школы, за деятельностью аттестационных, конфликтных и иных комиссий.
- Функционирование системы государственно-общественного управления в части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы;
- Публичная отчетность школы в форме докладов, процедурах его утверждения, презентации и оценки.
Ожидаемые результаты:
- Создание оптимальной организационно-управленческой структуры школы;
- Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, обучающихся, родителей, общественности.
- Создание положительного имиджа школы среди общественности.
- Возможность школе динамично и гибко реагировать на изменение образовательных запросов местного сообщества, акцентируя внимание на основные приоритеты в системе образования на период до 2023 года.
11. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски и неопределенности.
Виды рисков |
Пути минимизации рисков |
Нормативно-правовые риски |
- Неполнота отдельных нормативно—
Правовых документов, предусмотренных на момент разработки и начало внедрения Программы.
- Неоднозначность толкования отдельных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность и ответственность субъектов образовательного процесса школе в целом |
-Регулярный анализ нормативно-правовой документации на предмет ее актуальности, полноты, соответствия решаемым задачам.
- Систематическая работа руководства с педагогическим коллективом, родительской общественностью по разъяснению конкретных нормативно- правовых актов, регламентирующих деятельность в школе и содержание образовательного процесса в целом |
Финансово-экономические риски |
-Недостаточность бюджетного финансирования |
- Своевременное планирование бюджета школы по реализации программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов.
Участие в проектах
- Систематическая работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных финансовых влияний |
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) |
-Недостаточность профессиональной
инициативы и компетентности у отдельных педагогов по внедрению инновационных образовательных технологий.
- неготовность молодых специалистов работать в школе.
- недостаточная инициатива участия в различных конкурсных мероприятиях
|
- Систематическая работа по обновлению
внутриучрежденческой системы повышения квалификации.
-Разработка и использование эффективной системы мотивации включения педагогов в инновационные процессы.
- Психолого-педагогическое и
методическое сопровождение педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью |
Ресурсно-технологические риски |
- Неполнота ресурсной базы для реализации направлений, подпрограмм и мероприятий Программы;
|
- Систематический анализ достаточности ресурсной базы для реализации всех компонентов Программы.
- Участие педагогов и всего образовательного учреждения в международных, федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. |
12. Механизмы реализации программы развития школы
1. Модернизация и цифровизация управленческих и образовательных процессов, документооборота.
2. Интеграция в образовательном процессе урочной, внеурочной и профориентационной деятельности.
3. Проведение опросов и анкетирований для оценки уровня удовлетворенности услугами школы, существующими в нем процессами.
4. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности.
5. Организация стажировок и повышения квалификации педагогических работников, обмена опытом.
6. Обновление материально-технического оснащения школы.
7. Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки качества образования. 8. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию.
9. Функция общей координации реализации программы выполняет – Педагогический совет школы.
10. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой годового плана работы школы.
11. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о завершении отдельных подпрограмм, внесения изменений в программу решает Педагогический совет школы.
13. Ожидаемые результаты реализации программы развития
1. Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг через обновление структуры и содержания образовательного процесса с учетом внедрения инновационных подходов.
2. Информатизация образовательного процесса и управления, делопроизводства.
3. Расширение перечня образовательных возможностей, социально-образовательных партнерств.
4. Создание эффективной профильной системы обучения и развитие проектной деятельности обучающихся.
5. Повышение эффективности системы по работе с одаренными и талантливыми детьми.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях.
7. Уменьшение замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности.
8. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям федерального законодательства, СанПиНов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию образовательного процесса.
9. Оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
3. Доступность не менее 95 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам.
10. 100% педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям.
11. Не менее 85% педагогов работают по инновационным образовательным технологиям.
12. Не менее 50% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).
13. 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ.
14. Реализация федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на всех ступенях обучения, реализация ФГОС с ОВЗ.
15. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и проходят государственную итоговую аттестацию.
16. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью.
17. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом.
18. Успешная реализация инклюзивного образования в школе.
19. Большинство учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность.
20. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития).
21. Не менее 50% родителей (законных представителей) включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.).
14. Критерии и показатели оценки реализации программы развития
Направления развития организации |
Критерии и показатели оценки |
Внедрение новых ФГОС НОО и ООО (ФГОС-2021) |
Разработаны и реализуются ООП НОО и ООП ООО, соответствующие ФГОС-2021.
Отсутствуют замечания со стороны органов контроля и надзора в сфере образования.
Удовлетворенность 60 % участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг.
Функционирует система воспитания, которая соответствует законодательству РФ и удовлетворяет учащихся и родителей минимум на 60%.
50 % классных руководителей прошло обучение по программам, связанным с классным руководством |
Мониторинг соответствия школы аккредитационным показателям |
Отсутствуют замечания со стороны органов контроля и надзора в сфере образования.
В школе действует эффективная система мониторинга образовательного и воспитательного процесса |
Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг |
70% учащихся включено в систему дополнительного образования школы.
Прирост финансирования организации на 30 % за счет дополнительных платных образовательных услуг, побед в грантовых конкурсах.
Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации образовательных программ с организациями округа и города научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности |
Цифровизации образовательного и управленческого процесса |
Увеличилось на 35% число работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии |
Совершенствование системы охраны труда |
На 20 % снизилось количество несчастных случаев с работниками и детьми.
Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда |
Усиление антитеррористической защищенности организации |
Отсутствие происшествий на территории организации.
Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере безопасности |
Принята на педагогическом совете № 1 от 21.01.2023